Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

На протяжении десятилетий информационное телевещание в регионах не занимало лидирующих позиций, приоритет отдавался созданию фильмов, очерков, художественных программ. Теперь ситуация в корне изменилась: ядро любой региональной ГТРК – это служба информации. Зрителя интересует прежде всего, что происходит непосредственно рядом с ним, на соседней улице, в соседнем городе и области.

«Как бы подробно и всесторонне ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности.»
Согласно рейтингам и социологическим исследованиям, ежедневные выпуски новостей местных студий удерживают львиную долю аудитории – это единственное, в чем регионалы могут сегодня соперничать с центральными каналами. Поэтому совершенно правы те менеджеры на местах, которые делают ставку на информационное вещание. Рассмотрим общую характеристику редакционной политики региональной ГТРК на примере Омска.

ГТРК «Иртыш» осуществляет подготовку и выдачу в эфир телевизионных программ, освещающих события общественно- политической, экономической и социально-культурной жизни на федеральном канале «Россия». Объем производства собственной продукции в 2007 году составил 758,5 часа. Телевизионным вещанием ГТРК «Иртыш» охвачены все города и районные центры Омской области (за исключением трех), что составляет 1906,3 тысячи человек, или 93 процента населения области. Основными конкурентами компании на местном медиарынке являются:
– телеканал «Антенна–7» (сетевой партнер ТВЦ и ТНТ), региональный медиахолдинг, охват вещанием – 100 процентов города, основная информационная программа «Город сегодня», авторские передачи исключительно коммерческой направленности: «Автосфера», «Наша копилка». Целевая аудитория зрители в возрасте от 30 до 50 лет;
– ГТРК «Омск–12 канал» (сетевой партнер РЕН ТВ и ТК «Домашний»), региональный медиахолдинг, охват вещанием – 100 процентов области, основная информационная программа «Час новостей», освещает деятельность правительства области, авторские программы социально-экономической, политической, духовной, развлекательной, культурной направленности, с многочисленными повторами. Финанси-руется полностью из регионального бюджета. Ее аудитория – в основном сельские жители, в возрасте от 45 до 60 лет, у городского населения канал не котируется.

По оценкам компании «Gallup Media», ГТРК «Иртыш» с программой «Вести – Омск» занимает лидирующее положение среди информационных программ вышеперечисленных каналов: «Антенна–7» (второе место) и «Омск–12 канал» (третье). Стоит отметить, что аудитория ГТРК «Иртыш» (совместно со своим сетевым партнером) по итогам 2006 года является самой массовой среди местных вещателей, уступая лишь Первому каналу. Она по праву может считаться одной из лучших телерадиокомпаний за Уралом. Тематика ее программ весьма разнообразна и по-настоящему интересна зрителю от 25 до 60 лет.

Концепция вещания компании ориентирована на развитие в первую очередь информационного вещания. Программа «Вести – Омск» (выходит в эфир ежедневно, кроме выходных) - главный телевизионный продукт ГТРК «Иртыш» – составляет 70 процентов в структуре собственного телевизионного вещания.
Накануне вручения «ТЭФИ–2006» свои оценки программам дали пишущие о ТВ журналисты. Их мнение на 90 процентов совпало с мнением телеакадемиков: главные призы получили сериалы и передачи редкого для российского телевидения формата. А вот за вклад в развитие информационных жанров, к сожалению,  никто отмечен не был и критики зафиксировали серьезный кризис в этой области.

Что же предлагается зрителю сегодня? Чаще всего стандартные, порой дублирующие друг друга, не всегда высокого качества новостные программы. Многие телекомпании просто-напросто «эксплуатируют» информационные службы, не используя и десятой доли их возможностей.  
«Практика работы местных телестудий в последнее время показала, что нужен заслон на пути подражательства. Попытки «делать как Москва, но в меньших масштабах» чаще всего неудачны, потому что это простое дублирование, и в этом случае региональное телевидение не выдерживает конкуренции.»1 Причин этого несколько.

Во-первых, немногие редакции могут похвастаться сегодня высококвалифицированными специалистами, немногие руководители на местах тщательно относятся к подбору кадров, подчас отдавая предпочтение бесконечному потоку практикантов. Характерная ситуация: ГТРК «Иртыш» еще в начале 90-х считалась элитарной. Ядро коллектива составляли высококлассные журналисты, не раз отмеченные наградами как на региональном, так и на федеральном уровне. Стать штатным  сотрудником редакции мог далеко не каждый.
Период революционных перемен на ТВ сломал этот коллектив, распалась связь поколений журналистов. Набрав новых молодых сотрудников, буквально со студенческой скамьи, руководство региональных студий дало новоиспеченным журналистам установку: «Равнение на центральные каналы». Конечно, мастерство многих столичных журналистов – отличная школа, которой очень не хватает на местах. Однако избежать подражательности не удалось, что привело к «обезличиванию» многих региональных программ.

Во-вторых, бедственное положение многих местных студий, отсутствие возможности, а в некоторых случаях и желания, платить людям достойную заработную плату. В первую очередь это касается государственных компаний. «В настоящее время ГТРК за счет средств от рекламной и другой хозяйственной деятельности… могут приобрести лишь недорогую съемочную и репортерскую технику, и зачастую средств не хватает даже на кассеты и запчасти. Сегодня ясно, что очень многое зависит от руководящего звена телерадиокомпаний, от того, насколько грамотно организован менеджмент телекомпании…»1 Каждый новый руководитель создает (скорее, пытается создать) свою команду. К примеру,  один руководитель делает ставку на службу информации: достойная заработная плата привлекает профессиональных журналистов, выпуски новостей «набирают очки», их рейтинги – самые высокие в регионе, номинируются на премию «ТЭФИ – регион». Другой руководитель в точно такой же ситуации идет по «накатанному» пути: заработная плата работников – самая низкая среди местных телекомпаний, и команда распадается, рейтинги падают.

В связи с этим «гласом вопиющего в пустыне» звучит управленческий принцип, сформулированный Владимиром Лившицом в статье «Деньги для медиа»: «Кроме институциональных преобразований, «правила игры» включают постоянное совершенствование управления телерадиокомпаниями, корпоративной культуры, внимание к интеллектуальному человеческому потенциалу. Непременное требование – прозрачность бюджетов, открытая отчетность, соблюдение стандартов».1 Если руководство не вкладывает средства в «коллектив», не выстраивает гибкую систему финансирования, происходит естественный отток кадров. Профессиональные журналисты и операторы просто уходят к конкурентам. Любая коммерческая студия может предложить им гораздо большую зарплату. Немаловажен и тот факт, что журналист негосударственной компании более свободен, как с точки зрения финансового обеспечения своих творческих замыслов и себя лично, так и с точки зрения возможности критиковать власть.

Взаимоотношение с властью и свобода творчества еще один фактор, влияющий на качество информационных программ ГТРК. При освещении официальных мероприятий региональным журналистам сегодня приходится учитывать амбиции местных чиновников и политиков. Так, если руководитель региона или мэр города посетил какое-то предприятие, выставку, детский дом, то не показать этот его визит, не сказать о важных персонах, сопровождающих главное лицо, – значит, с большой вероятностью можно приобрести очередного обвинителя журналиста или всей телекомпании в выполнении чьего-то заказа. Ведь один и тот же факт можно подать как минимум тремя разными способами и получить три совершенно разных информационных сообщения.
Пример:
ФАКТ. В Омске начали восстанавливать Успенский кафедральный собор. Один из красивейших храмов России был разрушен во времена советской власти. Царь Николай II лично присутствовал на торжественной литургии в соборе. Инициатором воссоздания храма стал губернатор.

ВАРИАНТ 1. Очевидцы сравнивали Успенский собор с храмом Спаса на Крови в Петербурге. Согласно истории, в закладке первого камня принимал участие император Николай II. Кафедральный собор стал центром духовной жизни Омска начала ХХ века. В течение последних десяти лет разрабатывался проект восстановления собора. С точностью до сантиметра было определено расположение фундамента разрушенного храма, и сегодня в сквере Пионеров ведутся археологические раскопки. Работать приходится исключительно вручную – по мнению специалистов, привлечение к раскопках техники невозможно. Возрождение храма – дело общее. Омичам необходим центр духовной жизни.
ВАРИАНТ 2. Омичи лишились одного из самых популярных мест отдыха. Знаменитый «Сад пионеров» прекратил свое существование. На месте столь любимого омичами музыкального фонтана в угоду амбициям местных чиновников начались работы по восстановлению храма. Не будет у омичей теперь и постоянного места для традиционной августовской выставки цветов «Флора». Социологические исследования показали, что 80 процентов горожан были категорически против начала строительных работ.
ВАРИАНТ 3. Строительство Успенского кафедрального собора хотят завершить в рекордно короткие сроки, что неминуемо повлечет за собой растраты из региональной казны… и немалые. Выдержит ли бюджет такой удар, особенно теперь, когда с уходом из региона главного налогоплательщика – «Сибнефти», финансирование ряда социальных программ висит на волоске.

Варьируйте и – в зависимости от политики вашего канала – выдавайте в эфир любой из этих вариантов. Зритель получит ту информацию, которую вы ему дадите.
На ГТРК «Иртыш», как, впрочем, на любом местном канале, который имеет статус государственного, возможен только первый вариант. Какое-либо отступление в сторону, слабое подобие критики могут позволить себе лишь печатные коммерческие издания, однако таких в регионе единицы. Владимир Семенов, председатель ГТРК «Вятка», отмечает, что региональному журналисту «при подготовке и обработке информации не дают забывать, где он работает, и он вынужден заниматься самоцензурой, добавляя к официальным запретам дополнительные ограничения по своему разумению или рекомендации начальника».1

В явное противоречие с новыми условиями деятельности журналистов пришла также исторически сложившаяся, безнадежно устаревшая, но искусственно сохраняемая организационная структура редакций. Новое штатное расписание, разосланное ВГТРК в регионы, трактуется на местах весьма вольно. Должность «продюсера новостей» в ряде телекомпаний занимает человек, в обязанности которого входит лишь распределение  на съемки операторов и автомобилей, иногда прием по телефону информацию. В то время как должность эта предполагает совсем другое. К примеру, на канале «Россия» работает целый продюсерский отдел, от деятельности которого напрямую зависит наполнение и содержание выпусков. Так же обстоят дела и на канале РЕН ТВ. Региональному журналисту остается лишь с завистью и надеждой наблюдать за теми условиями, которые созданы для работы коллег  на центральных каналах.  И по мере сил и возможностей внедрять их опыт на местах. Сегодня региональным телерадиокомпаниям прежде всего необходим совершенно иной подход к финансированию их деятельности, что предполагает достойную заработную плату, перераспределение финансовых потоков. Вполне оправдывает себя так называемая гонорарная система. Один из вариантов – гибкое штатное расписание, то есть кроме постоянных работников иметь временные творческие группы, работающие на договорных началах по созданию самоокупаемых коммерческих программ или видеосюжетов. Ведь сейчас все больше производится презентационных программ в режиме «скрытой рекламы», все очевиднее проявляется их ангажированность.

Специалисты отмечают, что в условиях недостаточного финансирования для региональных компаний (независимо от формы собственности) есть три возможных способа выживания:
– сокращение штатов при сохранении плана вещания;
– сокращение штатов пропорционально времени вещания;
– сохранение штатов, количества и качества вещания при увеличении финансирования за счет дополнительных источников.
В реальной практике «режим выживания» той или иной телерадиокомпании обеспечивается, как правило, вариацией этих способов плюс какие-либо свои территориальные «добавки». К такого рода «добавкам» относится, например, система премий – необходимо ценить людей, поощрять их. В нюансах такая система может быть выстроена по-разному, но принцип один: у работников должен быть стимул, скажем, поощрение за лучший репортаж недели, за лучшую операторскую работу. Вопрос о распределении премий решается на общестудийной еженедельной планерке или на совещании в редакции информации. Окончательное слово – за главным редактором. Средства на премии выделяются из доходов от рекламной деятельности компании.

Российский центр «Практика» распространил памятку для руководителей СМИ. Им предлагается самим исследовать свою аудиторию (фокус-группы, анкеты, телефонные опросы), совмещать интересы заказчика с интересами своего зрителя, знать своих конкурентов. Успех зависит от лидера, команды и психологической атмосферы в коллективе. Независимость – это финансовый успех. Финансовый успех – это независимость.
Сегодня появилась острая необходимость на базе информационной службы иметь полноценный продюсерский отдел. В крайнем случае в каждой редакции должен быть свой продюсер – человек, который знает, как  вывести программу из кризиса, поднять рейтинги, который разработает оригинальный имидж программы. «По аналогии с западным кинематографом, – пишет В.Л.Цвик, – подчас ошибочно думают, что в задачу продюсера входит только финансирование телевизионного производства. Это не так. Продюсер в одном лице совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, невероятной пробивной силой, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью и пр. Уникальная профессия, для которой нужны люди особого склада».1

Продюсер, по сути, является лицом, персонифицирующим функции управления. В его обязанности входит огромное число задач:
– стратегическая – анализ текущей ситуации и разработка прогнозов, на основе которых ставятся цели и организуется координация всей работы;
– административная – контроль подчиненных, оценка результатов их работы, осуществление коррекционной деятельности;
– экпертно-инновационная – постоянное ознакомление с новинками рынка, их оценка и внедрение в практику;
– социално-психологическая – создание в коллективе благо-приятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение конфликтов, формирование стандартов поведения.
Еще одна функция продюсера – лидирующая. Он следит за тем, чтобы действия членов его команды не противоречили общим интересам и не подрывали ее внутреннее единство. В определенных ситуациях он должен являться организатором юридической защиты сотрудников.

Эффективность управления службой информации зависит от многих аспектов личности продюсера. Очень большое значение имеют не только склад ума, характер, навыки и знания, но и умение соблюдать этические нормы, которые играют немаловажную роль в деловой практике. Участвуя в процессе создания и организации информационных выпусков, продюсер контактирует с большим числом людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый факт своего общения с людьми он рассматривал как реализованную или нереализованную возможность завоевания их доверия. В связи с этим особое внимание следует уделять технологии общения, соблюдению требований управленческого этикета. Он должен уметь выражать свои мысли четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов, сочетать экономические интересы с нравственными принципами.

Продюсер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них в первую очередь личность, достойную уважения. По роду своей деятельности ему приходится сталкиваться с ошибками и недочетами сотрудников, указывать на них, помогать их исправлять. При этом его манера общения не должна отторгать от него людей, а способствовать установлению в команде профессионально-равноправных отношений.

У продюсера есть серьезные преимущества. В качестве управленца он владеет важной для проекта информацией (творческой, финансовой и др.). Его позиция в организации проекта требует единства слов и действий. Штатная ситуация в реальных экономических условиях региональных телерадиокомпаний не предполагает узкой специализации. Здесь организатор процесса может в полной мере почувствовать, что он не только командир производства, но и рядовой исполнитель. Ему приходится попеременно играть различные роли, быть корреспондентом, редакторов, бизнесменом, дипломатом и идейным руководителем.
В идеальной модели можно выделить четыре составляющие деятельности продюсера: личностные качества; цели и задачи; тактика (поведение продюсера); стратегия (философия продюсера).

Продюсер назначается и освобождается от занимаемой должности председателем ВГТРК и перед ним несет непосредственную ответственность за исполнение должностных обязанностей. В задачи продюсера новостей, кроме планирования и развития программы, входит анализ телевизионного рынка и конкурентоспособности производимого продукта, а также связи со спонсорами, рекламными и информационными агентствами, разработка и проведение пиар-компаний.
Продюсер – прежде всего организатор за которым стоит целая команда, которая и делает проект. Принцип работы информационной службы с точки зрения продюсирования выражается слоганом: «Все рассказывают ТО ЖЕ, что и мы, но никто не рассказывает ТАК как мы…»

Назовем первые шаги, которые целесообразно сделать продюсеру на примере информационной службы ГТРК «Иртыш».  
Он должен аккумулировать все лучшее, что есть в программе «Вести–Омск».Создать команду, которую могут и хвалить, и ругать, но про нее точно скажут: «Они могут делать новости». Ему необходимо знать, каких людей собрать вместе, чтобы команда получилась, знать, чего стоит каждый из этих специалистов и как должна оцениваться его работа. От совместной деятельности продюсера и коллектива зависит популяризация проекта и получение прибыли от его реализации.
Много усилий продюсеру нужно вложить в формирование имиджа программы. Прежде всего следует установить тесные контакты с журналами и газетами, организовать еженедельные публикации о ведущих программы «Вести–Омск» и корреспондентах канала. Это могут быть публикации и о их профессиональной деятельности, и на «общечеловеческие» темы.

Следует чаще использовать и такой прием (его называют «мобильный репортер»), когда в новостных выпусках сообщается номер телефона редакции и жителей призывают звонить и рассказывать об интересных событиях. При этом подчеркивается, что ИХ новость может стать одной из центральных тем выпуска, что проблемы простых омичей так же важны и значимы для телевидения, как события общероссийского масштаба. Кстати, зрительские отклики на такой прием могут стать достаточно красноречивой характеристикой истинного  рейтинга программы.
Благотворительные акции стали особенно востребованными сегодня, когда увеличивается расслоение между бедными и богатыми. И если коллектив редакции становится организатором подобного мероприятия, то это всегда положительно сказывается на имидже программы. К примеру, программа «Вести–Омск» в декабре 2007 года провела акцию по поддержке детских домов: детям подарили огромные новогодние  ели,  книги и игрушки. Ход акций был подробно освещен в ежедневных новостных выпусках.

Продюсеру следует наладить связи с профильными учебными заведениями. Потребуется работа со студентами, но не как с дешевой рабсилой, а как с будущими коллегами-профессионалами. Симбиоз опыта, профессионализма и «горящих глаз» энтузиастов сделают свое дело.
Использование логотипов, наружной рекламы считается одним из самых действенных средств продвижения имиджа программы (рекламные щиты вдоль дорог и перетяжки на центральных магистралях). В Омске практика такого рода очень популярна. Например, с целью популяризации спорта.

Коллектив студии использует и такой вид саморекламы, как имиджевые ролики, которые идут в межпрограммном наполнении. Однако они устарели и не соответствуют новым требованиям. Сегодня это может быть обзор самых значимых событий, скажем, за последние полгода, где закадровый текст сочетается с самыми яркими «стэнд-апами» корреспондентов. Такого рода ролик должен показывать панораму жизни региона и корреспондентов «Вестей», которые находятся в эпицентре важнейших  событий. Еще один вариант – ролик, рассказывающий о деятельности службы информации. В его основу можно положить самые яркие моменты, достижения  и награды (призы на всероссийских и областных фестивалях, благодарственные письма и грамоты от различных ведомств).

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука