Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Телевидение – одно из величайших открытий ушедшего столетия и достояние человечества на все последующие времена. Однако в последние годы диспропорция между потенциально высоким назначением ТВ и той ролью, которую оно играет в формировании представления о действительности у современного человека заметно увеличивается.

В условиях информационно-коммуникативной технологической революции и глобальной трансформации общества средства массовой информации перестают быть «коллективными организаторами», «общественными столовыми», «бытовыми приборами у нас дома». Как справедливо замечают многие исследовали, размышляя о сущности отечественного ТВ, в стране, где порой не работает даже почта и заканчиваются дороги, а жители двух граничащих регионов разнородны по своим ментальным, социальным, жизненным установкам, телевидение является едва ли не единственным объединяющим началом.

Дискуссии о том, как это ярчайшее и оперативнейшее из визуальных искусств выполняет свою природную функцию, отражая реальность, о способах и средствах такого отражения регулярно возобновляются на страницах профильных журналов, на заседаниях научно-практических конференций и диссертационных советов, в колонках телекритиков. Общепризнанным стало мнение о том, что региональное ТВ, ориентируясь на местные новости и локальные события, в большей степени, нежели телевидение федеральное, ориентировано на представление культурного среза норм бытия, обычаев и традиций, сохранившихся в конкретном регионе. Еще в 1968 году в работе «Телевидение, ХХ век» Э. Багиров и И. Кацев отмечали: « Как бы подробно и всесторонне  ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности»(1).

Представляется, что именно через подобного рода передачи следует выстраивать оригинальный местный контент, вести осознанную целенаправленную политику, концептуальным положением которой  должно стать понятие «этническое самосознание», тесно связанное с этническим самоопределением людей и отличающееся от этнического (национального) сознания, связанного со многими сторонами духовной и материальной жизни этноса (нации).

Содержание этого понятия подразумевает противопоставление личного общему («мы» и «они»). Как и в других видах социальной идентификации, важное место здесь занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на генеалогические предания, совместное участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных захватчиков), на связь с родным языком и родной землей. Этническое самосознание дополняется религиозным и социальным самосознанием. 

Становление русского национального самосознания было  длительным историческим процессом, в ходе которого сложились его базисные характеристики. Наиболее значимыми из них являются:

  1. религиозный характер идеологии;
  2. авторитарно-харизматический и державный тип власти;
  3. высокая ценность этнической идентичности. 

До XX веке эти основания были определяющими элементами русского этнического самосознания (формула царского министра просвещения Уварова «самодержавие, православие, народность»). В дальнейшем они оказались в значительной степени ослаблены, и в настоящее время в русском национальном самосознании получили развитие представления о приоритете личных ценностей над общественными, хотя авторитарно-харизматический и державный тип власти остается неизменным по сегодняшний день.

Формирование образа страны невозможно без формирования образов ее регионов. Создание имиджа того или иного региона, отражение его в общественном сознании способствует привлечению к нему внимания, дает ему возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получая дополнительные ресурсы для развития своей экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов – перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа страны за рубежом.

Проблема создания образов регионов средствами массовой информации сегодня, как никогда, актуальна. Объясняется это тем, что в нынешний бурный период развития общества национальное самосознание стало не только фактором консолидации отдельных народов, входивших в состав бывшего Советского Союза, но и выплеснуло наружу до последнего времени почти не замечаемую (по тем или иным причинам) свою теневую сторону – консервативность, инерционность мышления, феномен обособленности и попрания интересов «чужих» наций ради возвеличивания «своего» народа. Конечно, мы далеки от утверждения что исследователи обходили стороной эту кардинальную проблему, тем не менее  в современной науке о средствах массовых коммуникаций она недостаточно изучена. Поэтому создание в общественном сознании устойчивых образов регионов – важная составляющая на пути формирования современной коммуникативной парадигмы. И телевидение способно сыграть в этом процессе решающую роль.

Как пишет Р.А. Борецкий, «телевидение, в силу уникальной изобразительно-выразительной природы, мощи психологического воздействия на массовое сознание, беспрецедентного по масштабу охвата территории изначально было и остается политически детерминированным институтом»(2). Вот  почему именно телевидение является тем инструментом, который позволит актуализировать национальное самосознание и дать толчок к политическому и экономическому развитию территорий со своими традициями и духовными корнями. Главное – какой материал оно будет использовать в своих программах.

Повышение интереса к региональным традициям, проявлениям национальной культуры позволяет говорить о медиапродукте нового типа. Фундаментальным трудом в разработке такого рода ТВ-контента, на наш взгляд, является монография профессора В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика». «В чем же проявляются национальные особенности телевидения?» – задается вопросом автор. Ответ: «По-видимому, прежде всего в национальных чертах жизненного материала (история данного народа, природные условия его развития, материальная культура, черты семейно-бытового уклада, традиции, обычаи, психологический склад нации и т.д.); в специфически-национальных средствах национальной культуры (национальный язык, национально-специфические средства образного мышления, худо-жественные традиции). В первом случае национальный элемент содержится в объекте отражения, а во втором — в самом процессе производства журналистских произведений».(3)

Но результаты контент-анализа программ местных студий, как правило, предсказуемы – наполнение эфира происходит в основном за счет информационной составляющей.
Созданные в 90-х годах многочисленные региональные телестудии стали неотъемлемой частью жизни населения небольших городов и поселков, находящихся в пределах данной территории, что обусловливалось необходимостью учета интересов конкретной аудитории; возможностью быть более убедительными благодаря опоре на близкие ей факты, события, проблемы; способностью учитывать национальные, возрастные и другие особенности местного населения и (в силу этих качеств) быть более доверительными по сравнению с общенациональными каналами. Именно местное телевидение оперативно отражает все те изменения, которые происходят в конкретном регионе. Оно рассказывает о жизни людей, которых этот край объединил, которые вкладывают свои силы и знания в его развитие.

В этой связи, думается, «медиапродукт нового типа» вполне может опираться на характерные для данного региона объединяющие предпосылки. Например, религиозную общность, культурную самоидентификацию, поведенческие характеристики.

Культура страны состоит из субкультур краев и областей. Москвичи, пермяки, сибиряки (этноним, требующий дальнейшего пояснения) гордятся культурным достоянием своих регионов. Людям свойственно  отождествлять себя со знаменитыми на всю страну земляками, ощущать  причастность к яркому культурному феномену, которым могут являться развитые в регионе промыслы или разработанные здесь технологии. Иными словами – причастность к национальному культурному бренду своего родного края  («вологодское масло», «оренбургский платок», «палехская миниатюра» и др.)

Этнокультурное пространство региона формирует и телевизионное пространство, и одной из форм сохранения национальной культуры является присутствие в эфире направленных программ, характерными особенностями которых являются:

  • национальная языковая среда, то есть опора на нормы речевого поведения, присущие конкретному региону;
  • образная система, основанная на узнаваемых знаках или апеллирующая к массовому народному сознанию, присутствие устойчивых народных образов, например «земля-матушка», «хлеб-батюшка» и др.;
  • определенный стереотип внешности ведущего: он должен соответствовать народным понятиям о красоте;
  • характерные общепонятные речевые особенности (слово-употребление, построение синтаксических конструкций, акцентология);
  • жизнь народов, проживающих в регионе, должна быть представлена пропорционально, ведь мир существенно приблизился  к тому, чтобы стать в информационном смысле «глобальной деревней».

Поясним выдвинутые нами положения. В цикле передач «С А. Ехаловым по Вологодчине» (ГТРК – Вологда) этнические характеристики являются не только объектом изучения, но и материалом для проблемного анализа. Возрождение этнического своеобразия может стать реальной исторической и синхронной, практической и духовной, рациональной и эмоциональной, личностной и коллективной основой для сохранения единства, целостности общества в моноэтническом регионе (согласно данным переписи населения 2002 года, Вологодская область на 97 процентов состоит из русских). В программах подобного типа главная идея – сохранение и возрождение традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности (для нашего региона в первую очередь – животноводства), что сопоставляется с существующим в области кризисом сельского хозяйства.

Этнические характеристики конкретного региона, отображенные в телевизионных программах, являются непосредственным, а потому и наиболее объективным, отражением сущности бытия определенного этнического сообщества, а их забвение, утрата ведет к постепенному разрушению фундаментальных ценностей. Справедливо предостережение о том, что «…недооценка национального своеобразия, излишнее форсирование узко понятых «интернациональных факторов» не способствуют внутреннему обогащению национальной культуры и сокращают вклад местной телеорганизации в процесс развития и взаимообогащения многонациональной телевизионной системы. Подобное постижение диалектики национального и межнационального на телеэкране требует от практиков телевидения постоянного настойчивого поиска сбалансированного соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в содержании и форме телепередач, во всех элементах вещательной политики межнациональных каналов и региональных программ.»(4)

Взгляд на этнические проблемы, подход к их отражению, анализу и решению, предлагаемый Вологодским ТВ, связан с двумя принципиальными моментами:

  • самые острые, а подчас драматические, даже трагические противоречия в социально-этническом бытовании детерминируются теми глубокими проблемами, которые вот уже более столетия сопровождают существование русской нации в целом;
  • проблемы рассматриваются в основном на материале из жизни села;
  • в документальных фильмах, посвященных национально-этническим праздникам, внимание журналистов сосредоточено на людях, которые продолжают традиции вологжан во владении тем или иным ремеслом, обеспечивают связь современности с исторической этнической памятью.

Опора на фундамент национальной самоидентификации в любых обстоятельствах способна сделать человека сильным. Она не позволит ему раствориться во времени, напротив, сделает его самостоятельной и значимой единицей общества. Восприятие труда своего и чужого как искусства, традиционная нерасчлененность этих понятий, которую академик Д.С. Лихачев положил в основу понятия «соборность», – одна из главных этнических характеристик героев передач историко-краеведческой тематики.

Подобная специфика передач этнической направленности  посредством реконструкции традиционных моделей поведения в конечном итоге образует деятельностные установки, занимающие верхнюю ступень в иерархии этнических ценностей северорусского народонаселения, и прежде всего «чувство хозяина». Поскольку такой человек воспринимается как экономически самостоятельный, способный не только материально обеспечить свою жизнь, но и разделяющий ответственность за обустройство окружающего пространства, социальной и культурной среды, участвующий в созидательном труде на благо своей земли. Отсюда и особое значение трудовых рукотворных результатов, и ощущение труда как искусства, как творческого процесса в различных его формах (животноводстве, ремеслах, строительстве и проч.) Такое отношение к окружающему пространству вообще издревле было отличительной чертой русичей, но в северо-западных областях России оно закрепилось именно как устойчивый признак этноса.

В советское время русская нация была наделена функцией представления некого усредненного этнического варианта под названием «советский народ» в гораздо большей степени, нежели другие этносы и национальности, населявшие СССР. Это невыделенное своеобразие национальных потребностей, интересов, характеров, насаждаемое мощной государственной системой, привело к тому, что стала нивелироваться и этническая специфика регионов России.

Неопределенность этнической принадлежности в реальной жизни большинства людей есть верный признак целого комплекса серьезных проблем в существовании этноса и нации в целом, а следовательно, любого человека в частности.
Важным направлением в решении этнических проблем видится подлинное осмысление их причин, главной из которых является  разрыв исторических связей и уничтожение генофонда, что не могло не вызвать кризисные явления в существовании этнического сообщества. В силу сложившихся особенностей северорусской этнической группы советские реформы на селе были восприняты большинством крестьянства как противоестественные по отношению к самой жизни.

Принципиальным отличием вологодского ТВ в освещении этой тематики является то, что оно стремится показать, насколько естественно и органично вписываются в современный контекст традиционные для Русского Севера занятия, трудовые приемы и связанный с ними образ жизни, потому что все это  остается частью их жизни, их сознания как этногенетическая составляющая.

Одним из важных элементов авторской концепции в отражении жизни Вологодского края является включение в структуру телевизионных программ разных жанров в качестве важной смыслообразующей картины северорусской природы: пейзаж редко играет роль простого фона, чаще изображение природы становится едва ли не полноправным персонажем, включенным в действие, в развертывание авторской концепции.

Реалистическому показу действительности способствует употребление диалектной лексики, она помогает передать речевыми средствами жизнь деревни такой, какая она есть на самом деле. Диалектизмы используются и как средство художественной выразительности для создания впечатления чего-то исконно русского, родного. Но так как большинство диалектизмов не имеет однословного литературного эквивалента, то употребление их в телепрограмме все-таки сравнительно невелико.
Обобщая сказанное, попытаемся выделить несколько тезисов, которые могли бы помочь определить формат передач историко-краеведческой тематики.

В условиях  нередкого использования на федеральных каналах приема замалчивания наибольший интерес у регионального зрителя вызывают передачи местного телевидения, которые дают более полное представление о жизни своего края.
Современные передачи местного телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования национального самосознания и национальной гордости у жителей региона.
Сохранение культуры страны решается через сохранение культуры каждого края. Одной из форм ее сохранения является присутствие в телеэфире программ этнической направленности.

Появление подобного рода телепередач – характерная черта прежде всего регионального эфира.
Степень положительного воздействия передач Вологодского ТВ на этнические самоидентификационные показатели в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием передач, соответствием их специфике экранного искусства.

Программы, направленные на освещение существующих и восстановление утраченных традиций, являются не только фактом журналисткой деятельности, но и событием культурной жизни региона.
Такие телепередачи способствуют появлению у зрителей социального оптимизма, актуализации этнических чувств.
Документалистика подобного рода может служить инструментом проведения социальной политики и возрождения региональной промышленности, в том числе привлечения внимания к роли сельского хозяйства, традиционного для населения аграрной страны занятия.

Роль регионального телевидения в социокультурном контексте выражена в самом его предназначении. «Какого прогресса ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность в центральных и местных телепрограммах»(5).


  1. Багиров Э., Кацев И. Телевидение, ХХвек. М.,1968. С.44-45.
  2. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005. С.27.
  3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М., 2004. С. 176.
  4. Цвик В.Л. Указ. соч. С. 178.
  5. Цвик В.Л. Указ. соч. С. 136.

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука