Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Корни современной звукорежиссуры (возможно, это прозвучит немного неожиданно) лежат в далеком прошлом художественной культуры. Достаточно вспомнить храмовых капелланов, капельмейстеров, дирижеров оркестров оперных и драматических театров, художественных руководителей музыкальных и танцевальных ансамблей, которые своей деятель-ностью формировали качество и эстетическую ценность звука.

Любой вид творчества имеет свои особенности в зависимости от решаемых задач, специфики материала, выразительных возможностей и технологии производства. Задача звукорежиссера телерадиовещания – создание звуковой партитуры эфирной программы. То есть гармоничное сочетание всех компонентов звука (речи, музыки, шумов) с учетом законов психологии восприятия аудитории.

Материалом творчества звукорежиссера служит множество первичных звуковых сигналов, человеческих голосов, разнообразных музыкальных, шумовых фактур, акустических фонов или искусственных синтезированных звучаний, из которых он конструирует звуковое поле эфирной программы, отбирая необходимые выразительные средства звучания.

Создание звуковой палитры программы в целом – коллективное творчество. Вместе с тем, художественно-выразительные средства звукорежиссуры решают не только иллюстративные, но и сложные драматургические задачи, являются эффективным средством усиления психологического воздействия на аудиторию. С их помощью раскрывается характер героев, создается атмосфера, соответствующая авторскому замыслу.

Исходя из драматургии эфирного произведения, звукорежиссер подчеркивает звуковые акценты, формирует контрапункты к изображению, звуковые лейтмотивы, создает звуковые захлесты и наплывы, производит необходимую деформацию звукового материала, решая таким образом авторско-режиссерскую задачу. Целостность звукоряда как продукта совместной деятельности создателей достигается композиционной завершенностью, сбалансированностью звуковых компонентов, точностью расставленных интонационно-ритмических акцентов и т.д.

Процесс работы над звуковым решением программ на телевидении и радио отличается от театрального и кинематографического в силу и разных временных рамок подготовительного периода при создании соответствующего продукта, и ориентирования на иной объем звучания,  другую аппаратуру, воспроизводящую звук.

Природа творчества звукорежиссера телерадиовещания – синтетическая, использующая:

  • самостоятельные фрагменты кино (например, кинохронику) или специально снятые и смонтированные эпизоды (как игровые, так и документальные);
  • фрагменты театральных представлений;
  • фрагменты из музыкальных произведений к фильмам, спектаклям.

Современным звукорежиссерам следует изучать практику работы своих лучших предшественников, творчески осмысливать накопленный десятилетиями опыт с учетом появления новых технических средств.
До1996 года на телевидении и радио работать над созданием звукового образа могли по крайней мере три категории музыкантов: звукорежиссеры, музыкальные редакторы, композиторы, причем каждый из них выполнял вполне определенные и четко ограниченные функции, обусловленные особенностями его профессии.

Звукорежиссером телерадиовещания, как правило, был музыкант,  владеющий всем арсеналом технических средств, хорошо  осведомленный в вопросах записи «чистого» (качественного) звука, умеющий грамотно сочетать все компоненты звуковой палитры.

Музыкальным редактором мог быть специалист, хорошо ориентирующийся в различных композиторских стилях, в огромном количестве музыки разных эпох. Кроме того, он должен был помогать режиссеру и композитору в поисках необходимого звукового образа при работе над созданием оригинальной музыки.

От композитора, приглашенного писать музыку к эфирным программам, требовалось умение «слышать» пластический образ, работать быстро, так как временные рамки создания телевизионной и радийной продукции предельно сжаты. Главное – он должен был уметь подчинить свои творческие усилия идейно-художественному замыслу авторов.
Такое разграничение по профессиональным функциям было правомерным и давало возможность каждому специалисту качественно выполнять свой круг обязанностей, что в свою очередь положительно сказывалось и на качестве звуковых партитур к программам телерадиовещания.

Характерной чертой звукорежиссуры современного телерадиовешания является то, что она включает в себя практически все виды работы со звуком. Сегодня звукорежиссер должен уметь: вести запись концертов как в открытых, так и в закрытых помещениях с разной акустической характеристикой; «подчищать» некачественную или слишком зашумленную фонограмму; создавать (чаще методом компиляции) различные заставки и отбивки; озвучивать рекламные и анонсные ролики и т.д. Кроме того, при отсутствии в штате музыкального редактора ему приходится самому выполнять работу по подбору всего музыкально-шумового материала фильма, программы, сериала, радиопостановки.

Таким образом, благодаря постоянному совершенствованию медиатехнологий и расширению диапазона своих художественных задач звукорежиссура современного отечественного телевидения и радиовещания становится «многостаночной» профессией.

В условиях активной интеграции телерадиовещательных профессий звукорежиссерам все чаще приходится браться за продюсирование, то есть принимать на себя ответственность за то, какие исполнители будут завтра представлены публике, какую музыку услышим мы сегодня и завтра из своих радиоприемников, телевизоров и дисков. Поэтому необходимо, чтобы они руководствовались не только коммерческими соображениями или вкусами самой невзыскательной публики (как это часто бывает), а такими высокими материями, как хороший художественный вкус.

В ноябре 2002 года в Москве проходила третья Евразийская конференция «Облик телеканала. Брендинг, промоушен, дизайн», в рамках которой обсуждались некоторые проблемы нового направления в звукорежиссуре – саунд-дизайна. Основная задача саунд-дизайнера – при помощи звука создавать лицо телепрограммы или всего канала. Он занимается оформлением рекламных, анонсных, промоушен роликов, всевозможных заставок и отбивок. Естественно, что при этом используются всевозможные приемы работы с компьютерными звуковыми картами и программами, а заниматься этим должны только профессиональные музыканты.

Сегодня принцип «никакого дизайна без звука» стал аксиомой, и на телевидении нет ни одного жинра, который мог бы обойтись без саунд-дизайна.
В последнее время появилось понятие «мультимедиа», представляющее собой синтез разных «сред» – текста, графики, анимации и звука, – управляемых интерактивным программным обеспечением. А это привело к появлению другой новой профессии – режиссера-мультимедиа, специалиста, который на основе литературного сценария создает интерактивное художественное пространство. Данная профессия объединяет в себе функции художника компьютерной графики и анимации, оператора, фотографа, композитора, звукорежиссера. 

Компьютеризация многих технологических процессов фиксации и обработки аудиовизуальной информации существенно расширили художественные средства создания звукозрительного образа. Современные компьютерные станции нелинейного монтажа звука и изображения обеспечивают богатые возможности для творчества: быстрый доступ к любому фрагменту изображения и звука телерадиопрограммы, прослушивание всех компонентов звуковой партитуры (речи, музыки, шумов) одновременно с монтируемыми кадрами, создание нескольких вариантов монтажа материала, использование двухмерных, трехмерных эффектов, многослойное соединение кадров и т.д. А методы обработки и трансформации звука позволяют регулировать его по различным параметрам: громкости, тональности, тембру и т.д. Расширился спектр звуковых эффектов, среди них – реверберация, изменение звука по высоте, задержка звука, расширение звукового пространства.

Информационные технологии развивают и расширяют само понятие аудиовизуального искусства. С помощью компьютерной техники изображение и звук можно свободно конструировать, сочинять. Все эти процессы требуют эстетического освоения и подготовки для работы в современных условиях творческих кадров на основе новых образовательных программ.  
Несмотря на трудности профессии современного звукорежиссера, она становится все более популярной, о чем свидетельствуют большие конкурсы в престижные вузы, готовящие таких специалистов. Огромную роль в популяризации работы со звуком играют, конечно, компьютеры и мультимедиа, получившие широкое распространение, особенно в молодеж-ной среде.

Несколько лет назад удалось наладить выпуск профессионального журнала «Звукорежиссер» с интересными и нужными для практической работы рубриками: «Путь в мир звука, или как стать звукорежиссером?», «История отечественной звукозаписи», «Архивирование и реставрация фонограмм», «Стили популярной музыки», «Психоакустика», «Музыкальные инструменты перед микрофоном» и т.д. Авторы статей – ведущие теоретики и практики отечественной звукорежиссуры – И.А. Алдошина, Б.Я. Меерзон, П.П. Кондрашин и другие.

В Москве и Санкт-Петербурге стали регулярно проводиться выставки звукорежиссерского оборудования. В интернете появился специальный сайт «Prosound». Устраиваются фестивали-конкурсы творческих работ студентов-звукорежиссеров. Отечественные специалисты имеют возможность побывать на выставке Musicmesse в разных городах Европы, принять участие в Конвенции AES или получить о них информацию в интернете, обзорных статьях того же журнала «Звукорежиссер». Для тех, кто занимается реставрацией звука, в Москве ежегодно проводится конференция «Эхолот».

В перспективе необходим выпуск специальных изданий для различных групп музыкантов, а также по каждому виду звукорежиссуры для серьезного обсуждения  насущных профессиональных вопросов. Широкие возможности для этого открывает и интернет.

Действительность такова, что с каждым годом сумма знаний о звукорежиссуре увеличивается, а аппаратура усложняется, меняются и многие технологические процессы. Все это требует обобщения накопленного опыта и прогнозирования будущего профессии.  

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука