Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Постановка вопроса
Мы попытаемся показать, на основе каких фундаментальных механизмов психики базируется восприятие зрителем спецэффектов и экшн-сцен. Понимание механики восприятия является основой для правильного конструирования сцен со спецэффектами.

Любопытство и сопереживание
Любой человек – зритель. Что заставляет нас при погружении в темноту кинозала внимательно следить за действием на экране и сопереживать киногероям? Известно, что зрителя надо прежде всего  заинтересовать – только тогда он начнет сопереживать увиденному.

Почему заинтересованность зрителя является ключом к сопереживанию героям? Почему мы с интересом следим за действиями фокусника? Зачем нам знать, как ему удается вытащить зайца из шляпы? Разве эти знания нам так уж необходимы в процессе нашей жизнедеятельности? Зачем мы следим за чужими судьбами на экране? Только ли для того, чтобы обогатить свой жизненный опыт? А почему сплетни, казалось бы, не имеющие под собой фактической основы, передаются из уст в уста, обрастая все новыми и новыми «подробностями»?
Что кроется за нашим любопытством, в чем его корни?

Природа любопытства
Искусство древности зарождалось как реакция человека на окружающий мир, как попытка осознать происходящее вокруг. А окружающий мир ежедневно таил в себе угрозу, он был враждебен к человеку. Дикая природа, хищники, война племен – все это требовало немалых усилий, чтобы выжить и создать потомство. Это фундаментальные законы сохранения любого биологического вида – иначе он исчезает с лица Земли. 

Но для того чтобы выжить, необходимо обладать такими свойствами (более высокими, чем у врагов), как интеллект и сила. Тот, кто  обладает высоким интеллектом, способен принимать правильные решения в самых сложных ситуациях. Действия человека, руководствующегося законом самосохранения, можно сформулировать так: «Войти в ситуацию, оценить ее, принять решение, изменить ситуацию».

1. Вход в ситуацию. Жизнь – процесс, при котором мы постоянно «перетекаем» из одной ситуации в другую, то есть нас постоянно окружают тысячи различных ситуаций. Каждая из них таит в себе те или иные последствия. Каждая (в зависимости от наших устремлений) может быть нам интересна или нет. При одновременном возникновении двух и более параллельных ситуаций у нас есть право выбора войти в одну из них. Выбор базируется на эмоциональной окраске предлагаемой ситуации. (Надо заметить, что плотность ситуаций в разных случаях может варьироваться в широком диапазоне: в мирной жизни и во время войны плотность поступления ситуаций совершенно различна.)

Пример: Вы идете по улице, к вам приближаются явно недоброжелательно настроенные люди. Вы имеете право выбора:  вступить в конфликт или уклониться от него. При этом вы эмоционально окрашиваете каждый вариант выбора: драка – отрицательные эмоции, уклонение от нее, дипломатия – положительные.

2. Контроль ситуации. Мы постоянно, ежесекундно оцениваем возникающую ситуацию. Контроль ситуации – это практически подсознательная функция.
Пример: Известно, что крупный план применяется для акцентирования внимания зрителя. Иными словами, крупный план предназначен для того, чтобы рассмотреть некоторые детали объекта: счастливое выражение лица героя, трясущиеся руки преступника и т. д. Но к крупному плану можно подойти и с другой стороны. Мир, который видит зритель, ограничен рамкой кадра. То, что существует за этой рамкой, для него недоступно.

Но зритель может домыслить недостающее, и чем крупнее план, тем меньше у него шансов контролировать ситуацию. Скажем, монтаж на крупных планах давно используется при создании фильмов ужасов. Нам показывают крупно чьи-то руки, которые перебирают медицинские инструменты, или что-то другое, связанное с неприятными для нас ощущениями: тревожный антураж, вызывающая отвращение обстановка,  порванные фотографии… И мы понимаем: готовится какое-то злодейство.

Но более всего нас пугает не то, что мы видим, а то, что не видим. Когда мы находимся в условиях недостатка информации,  это вызывает у нас чувство страха. Страх появляется из-за невозможности контролировать ситуацию, которая искусственно ограничена рамкой кадра. 

3. Принятие решения. Мы оценили ситуацию и готовы принять решение. Но на это необходимо время. Ведь к моменту принятия решения ситуация уже может измениться. Поэтому принятие решения связано с очень важным механизмом – способностью индивида предвидеть развитие ситуации.

Изучению механизма принятия решений посвящена обширная научная литература, рассматривающая этот механизм с различных точек зрения и в разных аспектах. Академик Д.С. Лихачев сформулировал понятие интеллекта так: «Интеллект – способность предвидеть последствия». Действительно, индивид, который может предсказать, как та или иная ситуация будет развиваться, оказывается более защищенным во враждебном окружающем мире.

Иными словами, чтобы быть защищенным, индивид должен своевременно оценивать ситуацию и в соответствии с ней координировать свои действия, хоть немного заглядывать в будущее. Ведь все, на что он способен, – это с той или иной степенью вероятности предположить, что может произойти. А для того, чтобы сделать такую пролонгацию, он должен обладать опытом и знанием о различных возникающих ситуациях. Выигрывает тот, кто предскажет результат точнее других. Соответственно, чтобы развивать способность предвидения, индивид должен накапливать знания и опыт, собирая максимально разнообразную информацию. Так складывается психологический механизм, который и побуждает человека естественным образом копить необходимую информацию. Этот механизм и есть любопытство.

Любопытство не является функцией чисто информационной. Каждое событие мы оцениваем эмоционально. В нашей памяти хранится целый набор типовых ситуаций, и каждая из них имеет свою эмоциональную окраску – положительную или отрицательную. Но и та, и другая  информация должна быть определенным образом осмыслена. Для этого природа создала еще один механизм – механизм двойного принятия решения.

Механизм двойного принятия решения
Психологический эксперимент. Тестируемые – дети от двух до восьми лет. Пустая комната разделена пополам белой полосой на полу. Дети располагаются на одной из половин. Психолог дает установку: «Белую черту пересекать нельзя». Реакция детей различных возрастов разная, но закономерная. Самые маленькие тут же бегут на другую половину комнаты. Дети среднего возраста тоже пытаются пересечь запретную черту, но изобретают для этого различные предлоги: «Мячик закатился», «Я хотел вот его остановить» и т.д. Самые взрослые остаются на месте, выполняя указание психолога.

Механизм двойного принятия решения совершенствуется по мере развития индивида. Как писал в своих работах детский врач и педагог Януш Корчак, ребенку нельзя говорить: «Нельзя». Поскольку реакция на запрещающее указание взрослого определяется попыткой проиграть возникшую ситуацию и оценить последствия. Маленький ребенок еще не научился проигрывать и оценивать ситуации в своем воображении, ему необходимо физическое действие. Механизм двойного принятия решения сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Любое событие мы проигрываем в своем воображении и оцениваем его последствия, тем самым создавая платформу для принятия решения.

В результате возникает следующая картина:

  1. Закон самосохранения порождает необходимость постоянного контролирования окружающей ситуации.
  2. В свою очередь необходимость контролировать ситуацию требует от индивида наличия двух качеств: стремления постоянно накапливать и эмоционально оценивать информацию о разнообразных ситуациях окружающей действительности (этот механизм реализуется за счет любопытства) и способности предсказывать возможные изменения в развитии событий.
  3. Способность предсказывания реализуется на основе механизма двойного принятия решения, когда уровень интеллекта является залогом точности решения задачи, а эмоциональная оценка события – ключом к поиску правильного решения в будущем.

Воспринимая сцены со спецэффектами, зритель ощущает себя в ситуации реальной жизни. Предлагаемая ему последовательность монтажных планов заставляет его постоянно оценивать ситуацию и принимать решения за героев на экране.

Трехэтапная структура восприятия спецэффектов
Любая сцена со спецэффектами состоит из трех составляющих: подготовки, демонстрации и переживания.
Этап подготовки соответствует входу в ситуацию. На этом этапе мы концентрируем свое внимание на ситуации. Если создатели фильма вызвали наш интерес, то мы входим в предлагаемую нам ситуацию, если нет, то мы остаемся «с холодным носом», у нас не возникает сопереживания. Собственно, сопереживание – это эмоциональная оценка ситуации. Чем выше оценка, тем важнее для нас ситуация.

Этап демонстрации разворачивает перед нами события ситуации, в это время мы только поглощаем информацию.
На этапе переживания мы осознаем увиденное и даем ему эмоциональную оценку.
Иерархия этих механизмов представлена на рисунке.


Выводы
Трехэтапная структура восприятия спецэффектов базируется на основе закона самосохранения, который инициирует механизмы любопытства, контроля ситуации и двойного принятия решения. Учет особенностей каждого механизма позволяет манипулировать  восприятием зрителя, вызывая у него необходимые эмоции. 

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука