Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

 

Аннотация: Актуальность проблематики толерантности обусловлена сложными изменениями, происходящими в различных пластах современной культуры: от межгосударственного диалога до экзистенциальных оснований человека. Усложнение сферы социальных институтов, межнационального и межкультурного взаимодействия настоятельно требует поиска оснований человеческого бытия, которые способны предоставить ему ощутимую опору в современном мире.
Summary: The urgency of a problem of tolerance is caused by the difficult changes occurring in various layers of modern culture: from interstate dialogue to the existential bases of the person. Complication of sphere of social institutes, international and intercultural interaction presses search of the bases of human life which are capable to give it a notable support in the modern world.

Ключевые слова: толерантность, средства массовой коммуникации, культура, философия, ценности, этика, коммуникация, журналистика
Key words: tolerance, mass-media, culture, philosophy, values, ethics, communication, journalism

Проблема толерантности остро стоит не только в области медиапространства, но и современной культуры в целом. Сегодня это понятие оказывается в семантическом и проблемном поле гуманитарных и общественных наук, философии. Актуализация проблемы толерантности показывает, что современный мир переживает значительные перемены, во многом обусловленные трансформацией культуры и общества. И в этом новом пространстве ей только предстоит занять необходимое место.

Толерантность сегодня важна как норма, то есть то, что должно, необходимо, что обеспечивается законодательно и на уровне внутрикорпоративной этики. Соблюдение определенного уровня терпимости, этических норм по широкому спектру вопросов, в том числе и в СМИ, а также частые нарушения этого условия, показывают, что сегодня эта категория находится на стадии активного формирования. Толерантность в современном обществе (и в России, и на Западе) в настоящее время осознана как норма (нарушение которой может повлечь за собой цепь последствий различной степени сложности), но значительно реже выдвигается в ранг ценности (то есть того, что описывается в выражениях «быть человеком», «жить в цивилизованном обществе», «сохранить лицо» и др.). Эту новую, аксиологическую нишу ей только предстоит занять. Это, на мой взгляд, важная черта современного положения толерантности. Фактически современное состояние культуры дает нам редкую возможность проследить, как формируются новый общественный идеал, или, иными словами, как социум отвечает на те драматические изменения, которые потрясают самые основы мировой культуры.

В этой связи толерантность в том виде, как она пришла в современное культурное пространство, находит актуальные исторические параллели в таких эпохальных философских концептах как «открытый проект» Ж.-П. Сартра и «моральное сознание» Ю.Хабермаса. В известной мере эти подходы можно рассматривать как культурно-интеллектуальные источники современной идеи толерантности. Напомним, что любое социальное действие (поступок) если оно осмыслено в системе толерантных отношений, сегодня означает, что между членами социума устанавливается принцип социального и культурного равенства. Этот принцип равенства и то, как он реализуется на уровне человеческого бытия, предельно точно формулировал французский философ Ж.-П. Сартр: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.

Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. (…) Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. (…) Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще»1 .

Как известно, Сартр считал, что равенство людей следует из самой природы человека: «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, – то он есть лишь то, что сам из себя делает»2 .

В сущности уже Сартру в 60-е годы, особенно во Франции того времени, было ясно, что равенство (и, стало быть, равноправный обмен информацией, реализация прав, свобод и т.д.) возможны только на уровне «Я», индивидуального сознания. Человек, который получил свою самость, личность от общества, в известной мере должен ему. Отсюда логически следует и другой вопрос – как именно возможна реализация всего того, что составляет образ «цивилизованного человека», «общественного человека»; и главное, как она возможна на равных условиях?

Немецкий философ Ю.Хабермас также в 60-е годы выдвинул важное понятие «публичности» (Öffentlichkeit). Оно заключалось в том, что между государством, обществом и СМИ устанавливаются диалогические отношения. При этом диалог (разговор) понимался философом как единственная возможность вернуть современному обществу утраченную рациональность. Власть, берущая на себя функции одностороннего принятия решений, обрекает себя на самоизоляцию от общества, становясь объектом нападок со стороны СМИ. Кроме того, она рискует быть превратно истолкованной. Общественный идеал, таким образом, виделся Хабермасу (во всяком случае, в 60-80-е годы) как принципиально новый тип всей государственно вертикали.

Второй важный момент в области равенства и терпимости социального жития Хабермас связывал с проблемой национального суверенитета. Современные процессы глобализации, как известно, двойственно проявляются в области национальной и культурной идентичности. С одной стороны, происходит слияние, размытие отдельных этносов, локальных культур, постепенная утрата ими идентичности. В то же время усиливаются фандаменталистские тенденции в рамках отдельных этносов и субкультур вплоть до крайних проявлений. Хабермас полагал, что процесс национального суверенитета является процедурой, которая зиждется на рациональных основаниях. Иными словами, он пытался придать своей философской концепции, диалогической по природе, универсалистский характер. Интересно, что события 11 сентября в США философ объяснял именно ошибками в коммуникативных действиях «восточного» и «западного» миров: отказом учитывать различные культурные доминанты и картины мира, формируемые в столь различных языковых средах3 .

Хабермас обозначил новое состояние современной культуры и общества как постмодернизм. Начало этой эпохи он отсчитывал от второй половины 19 века, когда были созданы основные труды Ф.Ницше. Возникает логичный вопрос: «В чем тогда заключается сущность (дословно) «эпохи после модерна»? Фактически Хабермас связал конец модерна с концом господства рациональности, то есть Разума, которым определялись и интуиции просветителей, и масштабная система Г.Ф.Гегеля и который постепенно утратил свое влияние на культуру и общество4. Это состояние нашло прямые подтверждения в самой возможности Первой, а затем и Второй мировой войны, лагерей смерти, феномена международного терроризма.

Это означало, что общество вошло в новую фазу развития, в которой ценности и социальные идеалы нивелируются, становятся нормами, регулируемыми властью. В политике ряда стран сложилась парадоксальная ситуация, когда именно правящая элита, к примеру формирует общественное мнение или вовсе его игнорирует (США в отношении Ирана5; политика стран Евросоюза в отношении пенсионного возраста). Хабермас видит в этом признак того, что нормы утрачивают определенность и становятся средством манипуляции со стороны власти. Таким образом, нормы начинают обеспечиваться только идеологией. Это в свою очередь ведет к образованию очагов нетерпимости, которые основаны на привлечении социальных мифов (например, эксплуатирующих феномен ксенофобии), что постепенно ведет общество к отстранению от какого-либо участия в создании единого ценностного поля.

Ценность становится нормой только в том случае, если общество утратило экзистенциальный ракурс, который только и позволяет обосновать аксиологическую компоненту. Для Хабермаса, как впрочем, и для Сартра, утрата этого экзистенциального измерения (и попытка его восполнить) была связана с религией. Знаменитые слова Ницше «бог умер» по этой причине стали точкой отсчета новой эпохи постмодерна. Однако утрата этой компоненты поставила закономерный вопрос: что такое человек в современном мире, в его предельных основаниях (происхождение, назначение и пр.)? Отсутствие бога привела к неизбежному размыванию границ понятия «человек».

Начиная с этого периода (после Ницше), все сколько-нибудь значительные попытки найти человечеству новую основу были связаны, так или иначе, с идеей определения человека: его прав, свобод, ответственности и т.д. В реалиях времени особое значение приобрела конвенциональность (Женевские конвенции, Венская конвенция ООН), коллективный договор, который, собственно, обеспечивает нормам относительную инвариантность и реализацию. В свою очередь, общество, которое принимает подобные положения, должно быть готово распространить их на новые регионы и культурного, и человеческого (арабские страны, различные регионы социальной напряженности, наподобие Албании, Туниса и т.д.). А это предполагает обязательным условием толерантность.

Таким образом, толерантность сегодня сводится не только к принципу терпимости в области социального поведения или национальному аспекту. Фактически актуализация идеи толерантности отражает попытку общества (и каждого индивида) найти новый путь к идентификации в современной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов М., 1989.
  2. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008.
  3. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2008

 


  1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов М., 1989. С. 89-90. 
  2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов М., 1989. С. 88. 
  3. См.: Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008. С. 20-22.
  4. См.: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2008. С.94.
  5. См.: Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008. С. 171-175.

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука