Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Аннотация: В статье представлена история создания и развития программы «Деловая Москва», благодаря усилиям коллектива превратившейся из чисто коммерческой в информационно-аналитическую. На ее примере показано, что стремление заниматься качественной журналистикой, идущее вразрез с интересами руководства канала, и усилия, направленные на достижение этой цели, не всегда обречены на провал.
Summary: The article is dedicated to launching and developing the programme “Business Moscow”. Due to its staff efforts it evolved from a commercial broadcast into an information-analytical one. This sample demonstrates that aspiration to produce high-quality journalism competitive to the channel management’s interests isn’t obligatory to fail.

Ключевые слова: терпение, терпимость, толерантность, коммерция, реклама, джинса, качественная журналистика, профессионализм, infomercial.
Key words: patience, tolerance, commerce, commercials, advertorials, high-quality journalism, professionalism, infomercial.

Либеральность, снисходительность, терпеливость, терпение, терпимость – такие синонимы даются в словарях к понятию толерантность1. Они передают разные оттенки значения слова, но каждое называет качество, которое время от времени приходится проявлять журналистам в процессе профессиональной деятельности. Зачастую сотрудники СМИ сталкиваются с ситуациями, в которых просто необходимо быть терпимыми, снисходительными, лояльными – одним словом, толерантными к тому, что происходит в работе.

Сегодня средства массовой информации – это рыночные предприятия, которые нередко ставят коммерческие цели выше всех остальных. Когда в конфликт вступают финансовые интересы медиакомпании и критерии журналистского профессионализма, некоторые сотрудники СМИ предпочитают с этим мириться, другие не спешат подстраиваться под обстоятельства. Так как же быть в подобной ситуации: терпеть или бороться, проявлять лояльность или протестовать? Перед коллективом программы «Деловая Москва» такие вопросы вставали на протяжении многих лет. Опыт их решения представляется весьма интересным.

В 2010 году «Деловая Москва» отметила свое пятнадцатилетие. Одна из первых экономических программ на российском телевидении, она пережила и многих конкурентов, и «Московский телевизионный канал» (МТК), на котором впервые вышла в эфир 4 сентября 1995 года. После его закрытия в 1997 году передача «переехала» на «ТВ Центр». Со временем она кардинально поменяла свою жанрово-тематическую направленность и стала одной из визитных карточек канала. Но чтобы этого добиться, команде «Деловой Москвы» понадобилось упорство, терпение и время. Это история внешней лояльности к программной политике руководства и одновременно – несогласия и с ней.

«Деловая Москва» задумывалась исключительно как коммерческий проект. Перед ее создателем и главным редактором Гарри Саркисовым ставили одну единственную задачу: программа должна приносить каналу доход. В середине 90-х на МТК было много рекламных рубрик, разбросанных по сетке и засорявших эфир. «Деловой Москве», по словам Г. Саркисова, была уготована судьба «мусоросборника»2, призванного собирать эти сюжеты в одной программе, избавив от них остальной эфир. Такая «концепция» шла вразрез с профессиональными устремлениями главного редактора «Деловой Москвы», и он предложил компромисс, который заключался в следующем. В первые 15 минут в эфир решили выдавать информационные материалы, специальные репортажи и аналитику – «цивилизованную журналистику», по его словам. Вторые 10 минут отводились под разношерстную рекламу, зачастую от сторонних производителей.

Фактически «Деловая Москва» «первой волны» распадалась на две части, связанные друг с другом весьма условно. Команда стремилась делать качественную программу и мечтала избавиться от рекламы. В переговорах с руководством «ТВ Центра» аргументом в пользу журналистов стали рейтинги передачи. Они показывали, что первая ее часть собирает большую аудиторию, а во второй идет провал. В итоге от «довеска» решили отказаться, сократив хронометраж программы до 15 минут.
Однако она по-прежнему должна была приносить каналу деньги, а значит – выдавать в эфир рекламные сюжеты. Новшество заключалось в том, что теперь они были собственного производства и соответствовали стилистике программы. Подавали их в форме infomercial (от англ. information – информация и commercial – реклама). Это один из синтетических типов содержания, широко распространенных на современном телевидении, – реклама, которая подается под видом информации. Она может оказаться в новостях, ток-шоу, беседе или в программе любого другого телевизионного жанра3. По сути, это джинса. Появившись на американском телевидении в 70-х годах XX века, со временем данная форма скрытой рекламы распространилась по всему миру, не обойдя стороной и Россию.

Но такой синтез журналистики и коммерции коллектив «Деловой Москвы» не устраивал. Борьба за качественную программу и споры с руководством продолжались, и эти усилия принесли результат: число рекламных сюжетов в передаче постепенно сокращалось. Она становилась все более аналитической и информационно насыщенной. Основной целью программы стало «приобщение зрителей к предпринимательской деятельности» и содействие «формированию среднего класса»4.
В результате изменений в сетке вещания и внутриканальных интриг время выхода «Деловой Москвы» в эфир часто менялось. Сначала она перемещалась в границах прайм-тайма, но в конце концов «осела» в ланч-тайме. Сегодня программа выходит в 14:45 – «мертвое» время, на которое рекламодатель идет неохотно. Коммерческие сюжеты появляются в эфире редко, но и задача самоокупаемости перед «Деловой Москвой» больше не стоит. Она входит в Дирекцию общественно-политических программ и финансируется «ТВ Центром».

Передача выходит по будням, ее хронометраж – 26 минут. Каждый выпуск чрезвычайно насыщен информацией. Обязательными составляющими эфира являются новости экономики, финансовые обзоры, информация об изменении курсов валют, комментарии «на злобу дня», обсуждение актуальных проблем экономики с участием экспертов. Разброс тем широк: бизнес, банки, кредиты, налоги, потребительский рынок, трудовые отношения, образование, производство, инновации, экономические преступления и многое другое. Программа рассчитана на широкую аудиторию, в которую входят не только представители бизнес-сообщества, но и обычные зрители, интересующиеся экономической тематикой. Это накладывает отпечаток на стиль подачи материалов. По словам Г. Саркисова, тексты сюжетов программы «доступны, они не слишком заумные. Конечно, присутствует и «индекс Доу Джонса», и «голубые фишки», и прочие «клиринги», «консалтинги», «лизинги». Но, во-первых, у нас есть рубрика «Словарь делового человека», где мы объясняем значение каждого термина. Во-вторых, материалы, которые мы даем в эфир, достаточно популярны»5.

За время своего существования «Деловая Москва» много раз была на грани закрытия. Изменения в программе проходили медленно и трудно. Мало кто из ее создателей был уверен, что их усилия и стремление отстаивать свою позицию увенчаются успехом. Еще сложнее было предугадать, что, вопреки всем обстоятельствам, «Деловая Москва» продержится в эфире столько лет. Однако сегодня это уже свершившийся факт. За полтора с лишним десятилетия «Деловая Москва» прошла путь от чисто коммерческой до информационно-аналитической передачи. И сегодня можно с уверенностью сказать, что она выходит в эфир такой, какой ее мечтали видеть создатели.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5 000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов. – 7-е изд., стереотип. – М.: АСТ, 2007. – С. 672.
  2. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010. – С. 551, 581, 584.
  3. Демина И. Н. Экономика и журналистика: точки соприкосновения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2009. – № 5. – С. 68-79.
  4. Интервью, данное автору главным редактором программы «Деловая Москва» Г. О. Саркисовым 29.03.2011
  5. Лант А. Азбука ремесла // Большой бизнес. – 2010. – № 9. – С. 118-119.
  6. Официальный сайт программы «Деловая Москва» http://dm.tvc.ru/
  7. Словарь синонимов русского языка / Сост. А. Ю. Мудрова. – М.: Центрполиграф, 2009. – С. 507, 557.
  8. Словарь-тезаурус синонимов русской речи / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – С. 83, 93-94.
  9. http://www.businessdictionary.com/definition/infomercial.html
  10. http://www.thefreedictionary.com/informercial
  11. http://www.yourdictionary.com/infomercial

  1. См., например: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5 000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов. - 7-е изд., стереотип. - М.: АСТ, 2007. – С. 486; Словарь-тезаурус синонимов русской речи / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – С. 83, 93-94; Словарь синонимов русского языка / Сост. А. Ю. Мудрова. – М.: Центрполиграф, 2009. – С. 507, 557; Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010. – С. 551, 581, 584.
  2. Лант А. Азбука ремесла // Большой бизнес. – 2010. – № 9. – С. 118.
  3. См. об этом: URL: http://www.businessdictionary.com/definition/infomercial.html, http://www.thefreedictionary.com/informercial, http://www.yourdictionary.com/infomercial 
  4. Официальный сайт программы «Деловая Москва» URL: http://dm.tvc.ru 
  5.  Лант А. Азбука ремесла // Большой бизнес. – 2010. – № 9. – С. 119.

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука