Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

С самого начала развития радиовещания одним из первых его практических применений стало обучение через эфир. Уместно вспомнить, что и сам факт появления радио в нашей стране связан с обучением: преподаватель физики Александр Степанович Попов демонстрировал электромагнитные волны, обнаруженные Г.Герцем, на лекциях для курсантов Кронштадтского минного офицерского класса.  

Радиовещание с четко выраженной программной политикой в СССР начало формироваться в двадцатых годах минувшего века. Уже в январе 1923 года в публикуемых программах радиопередач Сокольнической радиостанции имени А.С.Попова, станции МГСПС, Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна постоянно присутствовали образовательные и просветительские передачи. Предлагались консультации по самообразованию, читались лекции на темы «Международное и внутреннее положение», «Наука и религия», «Материализм и естествознание», «Популярная радиотехника», «Почему мы переходим на метрическую систему мер». Постепенно складывался комплекс программ, имеющий общую идейно-тематическую направленность.

Применение радио для обучения активно поддерживалось государством. Так, в начале 1923 года Наркомат просвещения вышел с ходатайством в правительство об отпуске сверхсметного кредита на устройство и эксплуатацию радиостанций для организации радиолекций в промышленном районе, прилегающем к Москве. Для этой цели предлагалось устройство 11 приемных радиостанций в следующих пунктах: три станции в Москве и по одной – в Орехово-Зуеве, Коломне, Серпухове, Туле, Твери, Богородске, Александрове и Егорьевске. Для этой надобности были открыты сверхсметные кредиты в размере 337382 рублей (ден. зн. 1923 г.).

Летом того же года  Главполитпросвет наметил к открытию 7 радиоприемников с громкоговорящими телефонами в клубах Москвы, Иваново-Вознесенска, Каширы, Тулы, Орехово-Зуева, Богородска и Гусь-Хрустального. Наркомат почт и телеграфов (Наркомпочтель), который получил заказ на устройство этих радиоприемников, приобрел за границей необходимое оборудование. То есть государством принимались меры по организации учебного радиовещания и создания условий, позволяющих слушать такие передачи.

В то время индивидуальных радиоприемников было очень мало, поэтому практиковалось коллективное прослушивание. Для организации этого процесса Совнарком в марте 1923 года предоставил право областным, губернским и уездным исполнительным комитетам устраивать и содержать радиотелефонные станции общего пользования, а в июле принял декрет «О радиостанциях специального назначения», позволявший всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям и организациям сооружать и эксплуатировать приемные  радиостанции трех типов – промышленно-коммерческие; преследующие культурно-просветительные и научные цели; любительские. 

Перечисленные меры, конечно, еще не могли обеспечить массовый доступ людей к радио. В этом отношении важное значение сыграло постановление правительства от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях», которым разрешалось не только организациям, но и отдельным гражданам иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим и вообще пользоваться ими по собственному усмотрению. Это постановление также вводило регистрацию покупаемых и самодельных приемников в Управлении округа связи, самодельный приемник подлежал опломбированию сотрудниками Наркомата почт и телеграфов. По аналогии с законом, принятым в США, оно известно как «закон о свободе эфира». Однако при таких ограничениях вряд ли можно было говорить о действительной свободе. Правда, некоторые из ограничений на пользование радиоприемниками были отменены постановлением правительства от 26 февраля 1926 года «О радиостанциях частного пользования». Этим же постановлением вводилась абонентская плата за слушание радиопередач.

Интерес к радио в двадцатые годы был огромный. Для удовлетворения этого интереса издавалось несколько специализированных журналов и газет. Интересно отметить, что именно радиолюбителями и был предложен термин «радиовещание». Вначале обсуждались различные варианты перевода американского термина «broadcasting». Вполне серьезно рассматривались  термины «звукомет», «искромет», «радиомет», а наиболее удачным было признано слово «широковещание». В письме в редакцию журнала «Радиолюбитель» № 1 за 1924 год Г. Глинкин предложил термин «радиовещание». Это слово, по мнению читателя, может быть передано по радиотелефону с большей ясностью, чем слово «широковещание», и производные от него слова звучат лучше.Благодаря целенаправленной работе доля образовательных программ на радио постоянно увеличивалась. Это наглядно видно из отчета о работе радиостанции Комиссариата почт и телеграфов за первую половину 1925 года (см. таблицу).

Статистика радиопередач радиостанции Комиссариата почт и телеграфов за первую половину 1925 года.
 

Наименование передач  Число передач
Лекции антирелигиозные  17
Лекции общеобразовательные  79
Доклады разные  11
Передачи для деревни  20
Беседы Наркомздрава  20
Доклады от МК РКП(б)  46
Доклады МК РЛКСМ  6
Доклады о кооперации  4
Доклады о НОТ  2
Доклады о клубной работе  2
Доклады о соцстраховании  5
Консультации по самообразованию  15
Лекции по профдвижению  3
Уроки языка эсперанто  12
Учебные передачи азбуки Морзе  60
Концерты 171
Оперы из студии  9
Радиоконсультация 9
Оперы из театров  28
Передачи для детей  33
Физкультура 2
Живая газета «Синяя Блуза» 2
Передачи Пленума Моссовета  7
VI съезд профсоюзов  1
Съезд советов РСФСР  1
Губсъезд советов  1

Из таблицы видно, насколько продуманно в то время относились к составлению программ: тематика охватывает все слои населения, взрослых и детей; число учебно-просветительских передач составляет более половины от числа всех программ.
 С 25 января 1925 года начал передаваться систематический курс радиотехники. Дом ученых организует ряд радиолекций видных специалистов по различным вопросам науки и техники. С Сокольнической радиостанции были прочитаны, например, следующие лекции: Н.И. Кольцов «Чудесные достижения науки»; Н.А. Семашко «Производительность труда и охрана здоровья трудящихся»; Е.К. Сепп «Мозг и его работа»; Н.М. Кулагин «Носители наследственности».

Радиостанция им. Коминтерна организует ряд лекций по основным вопросам агрономии. Первую лекцию на тему «Революция на крестьянских полях» прочитал агроном Зубрилин. С 15 октября того же года станция начинает регулярные цикловые передачи по физике, естествознанию и другим общеобразовательным предметам.
Важно отметить, что обучение по радио не пускалось на самотек, государство постоянно стремилось направлять эту работу. Программы лекций разрабатывались при участии Главполитпросвета. Проводились совещания по методическим вопросам. В качестве лекторов привлекались лучшие московские профессора.

Бурное развитие радиообучения поставило вопрос о новых организационных формах и об управлении этим процессом. По инициативе Радиокомиссии ЦК РКП(б) при Главполитпросвете создается Радиосовет. Цель его – руководство и контроль над организационной, пропагандистской и художественной политико-просветительной работой вещания. В задачи Радиосовета входит рассмотрение следующих вопросов: содержание программ, изучение аудитории, организация радиослушания и выработка планов радиовещания. Все материалы и постановления Радиосовета (после  утверждения их Главполитпросветом) носят обязательный характер.При культотделе акционерного общества «Радиопередача» начинает работать специальный Совет для руководства лекционной работой, он проводит совещания по вопросам разработки специализированных программ обучения по радио.

Несмотря на очевидные достижения в радиофикации, правительство было обеспокоено отставанием в развитии радиовещания по сравнению с зарубежными странами. На 1 января 1928 года в СССР было зарегистрировано 201730 приемников; из них в городах 180547, в деревнях – 21181 (для сравнения: в США к концу 1924 года насчитывалось свыше 3 млн. приемников).

3 октября 1928 года Совнарком принял постановление об очередных задачах в области радиофикации. Наряду со многими другими мероприятиями, в постановлении особо отмечалась важность учебных программ. При планировании радиовещания на 1929 года отдельным пунктом предписывалось широко развертывать заочное обучение по радио.

Совершенствование организационных форм обучения привело к тому, что в 1928 году был создан Рабоче-Крестьянский университет по радио, занятия по программе, рассчитанной на год, начались 15 октября.  Сначала радиоуниверситет состоял из трех факультетов – общеобразовательного, антирелигиозного и кооперативного, вскоре прибавились еще два – педагогический и сельскохозяйственный. Из подавших заявление восьми тысяч радиослушателей были приняты две тысячи. В 1929 году радиоуниверситетов насчитывалось уже значительно больше – рабочий, крестьянский, коммунистический (для партийного актива), комсомольский. По радио систематически передавались уроки иностранных языков.

Радиоуниверситет давал определенные знания по русскому языку, математике и обществоведению, знания и умения по административно-хозяйственному делу, сведения по профсоюзному движению и профсоюзной работе. Каждый слушатель, выполнивший контрольные и зачетные задания, получал удостоверение об окончании университета. Для проведения занятий в университетах по радио привлекались лучшие силы страны – крупные ученые и педагоги.

В сетке Центрального радиовещания на 1930 год значились уже следующие факультеты и курсы: педагогический, общеобразовательный, кооперативный, антирелигиозный, советского строительства, сельскохозяйственные курсы, курс упрощенных вычислений, курс игры на музыкальных инструментах, военный, по обучению азбуке Морзе. В период 1929-1930 годов в Московском радиоцентре было зарегистрировано 28150 учащихся. 

Таким образом, к концу двадцатых годов в СССР была создана и функционировала система заочного обучения по радио, обеспечивавшая подготовку специалистов по многим специальностям. Однако анализ программ начала тридцатых годов показывает, что в сетке вещания стала преобладать пропаганда и к началу сороковых такой вид обучения прекратился.
В настоящее время есть несколько объективных предпосылок для успешного развития радиобучения. Это широкое распространение и доступность мобильных средств приема: разнообразные приемники, мобильные телефоны с приемником; подготовленность молодежи к мультимедийным формам восприятия информации вне стен дома, вне учебного заведения; возможность более рационально использовать время для получения образования.

Опыт прошлого показал, что форма радиообучения довольно универсальна: можно изучать самые разные дисциплины, от радиотехники, иностранного языка до игры на гитаре, хотя реализовать эту форму сегодня не просто. Необходимы специально разработанные учебные программы, методики и подготовленные преподаватели. Можно также ожидать, что развитие радиообучения повысит интерес к радио как к особой информационной среде, имеющей свои преимущества перед телевидением и интернетом.

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука