Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

С.Л.Уразова,
кандидат филологических наук,

доцент кафедры журналистики и
массовой коммуникации ИПК
работников телевидения и радио 

 

О Т З Ы В

на автореферат диссертации М.А.Мясниковой

«Морфологический анализ современного российского телевидения»,

представленной к защите на соискание ученой степени

доктора филологических наук

 

          В условиях построения информационного общества, активизировавшихся процессов визуализации, реформирования информационного пространства (национального и глобального), где под влиянием цифровых технологий (вещательных, компьютерных, телекоммуникационных) мономедийная среда быстро трансформируется в среду цифровую, мультимедийную, а телевидение, экранная культура в целом рассматриваются как расширение человека (по М.Маклюэну), становясь эффективным инструментом социализации масс, социокультурной глобализации, теоретическое осмысление внутреннего строения телевидения как единой целостной системы с учетом его семантического содержания приобретает исключительную значимость. Этот «застенчивый гигант», как в свое время охарактеризовал телевидение М.Маклюэн, в XXI веке развернулся во всю мощь, став одним из знаковых катализаторов социальных процессов, который оказывает серьезное воздействие на умонастроения масс, их представления о реальной действительности и окружающем мире.

Данная парадигма обусловливает актуальность настоящей диссертационной работы, а представленная диссертантом гипотеза о новой трактовке телевидения, его семантического содержания, состоящего из множества различных форм аудиовизуального контента, заслуживает с научной точки зрения безусловного внимания.

М.А. Мясникова предлагает инновационную и теоретически обоснованную модель современного телевидения, которую она формулирует как «создание целостной системы устойчивых морфологических категорий, находящихся в иерархических отношениях друг с другом при их функционировании». В качестве объекта исследования телевидение предстает в ней как социально-творческая коммуникационная деятельность особого, синкретического типа, а в качестве предмета – его внутреннее строение как совокупность родовых, видовых, жанровых, форматных, проектных и программных составляющих, существующих и функционирующих в системе многопрограммного вещания в определенных координационных и субординационных связях.

Такой подход к анализу современного телевидения как единой целостной системы обеспечивает данной диссертационной работе очевидную научную новизну. В различных подходах к теоретическому осмыслению телевидения как системы существует немало научно обоснованных положений, высказанных известными отечественными и зарубежными учеными прошлых лет, которые, как справедливо отмечает автор, во многом устарели. Исследователь особо подчеркивает, что «неправомерно анализировать телевидение лишь в системе журналистики, не учитывая его собственной многослойности и того факта, что различные его компоненты не имеют никакого отношения к собственно журналистской деятельности» и что телевидение рассматривается «уже не как искусство или журналистика, а как зрелище» (Автореферат, стр. 20).

В этой связи при идентификации телевидения как единой целостной системы М.А.Мясникова предлагает самостоятельно разработанную концепцию универсальной иерархической телевизионной модели, позволяющую усовершенствовать процессы телепрограммирования, обеспечить качественное коммуницирование производителей контента с потенциальной аудиторией, что следует рассматривать как инновационный подход к решению исследуемой проблемы. Этим обусловливается научная новизна данной работы. Диссертант вводит и обосновывает новое емкое понятие – «телевизионный синкрез». Именно этот терминпозволяет обобщить и упорядочить взаимоотношения аудиовизуальных произведений, различающихся по своим жанровым характеристикам, форме, семантическому содержанию, предстающих на телеэкране как нескончаемый зрелищно-аудиовизуальный поток, где сосуществует множество телепрограмм и иных экранных произведений, обладающих своими особыми идентификационными признаками и свойствами.

Казалось бы, исследователь пытается объединить необъединимое, стремясь теоретически обосновать, что же представляет собой телевизионный контент в этом безостановочном зрелищно-экранном потоке. Однако с помощью метода морфологического анализа ему удается систематизировать и структурировать предлагаемую модель как систему. Выбор методологии, используемой в диссертации, следует также отнести к научной новизне данной работы, поскольку критерии морфологического анализа при оценке многослойного вещательного пространства (термин М.А.Мясниковой) в теории журналистики должным образом еще не рассматривались.

Принципиально значимыми и ценными с научной и практической точки зрения представляется взгляд М.А.Мясниковой на классификацию основных функций современного телевидения (автор вводит такие их названия, как развлекательная, экономическая и адаптивно-моделирующая),а также на категориальную решетку жанров аудиовизуальных произведений. Отказываясь от систематизации телевизионных жанров аналогового времени, автор разрабатывает и вводит новую систему телевизионных жанров, основанную на свойствах монолога, диалога, синтеза. Такая трактовка жанров аудиовизуальных произведений не только заслуживает внимания в эпоху постмодерна, периода, когда экранные продукты отличает мультижанровость ( например, реалити-шоу), но и имеет несомненное научное значение для оценки свойств аудиовизуальных продуктов, в первую очередь «нишевых» телеканалов, имеющих конкретизированную тематическую направленность – их количество постоянно растет в цифровой среде.

Следует особо отметить, что обоснованность предлагаемой М.А.Мясниковой концепции новой модели рассмотрения телевидения как целостной системы подтверждается как теоретическими положениями и выводами в пяти главах диссертации, так и эмпирической базой исследования, которая формировалась автором в течение десятилетнего изучения семи федеральных российских телеканалов («Первого», «России 1», «России К», НТВ, СТС, ТНТ и РЕН) и трех местных (4 Канала, ОТВ, 41 Канала г. Екатеринбурга). Стиль, язык и оформление автореферата также соответствуют требованиям, предъявляемым ВАК к работам такого рода.

Тем не менее, несмотря на качественно проведенное научное исследование и представленную к дискурсу новую концептуальную модель современного телевидения, необходимо высказать ряд незначительных замечаний.

1.     Автор нигде не уточняет, к какой типологии современного телевидения относится концепция его модели – эфирному, кабельному, спутниковому, интернет-вещанию и т.д. Последние рассматриваются как платное ТВ, ныне нередко обеспечивающее потребности российского населения в получении аудиовизуальной информации. Разумеется, из контекста автореферата можно догадаться, что речь идет все-таки об эфирном вещании. Однако требуется анализ структурирования контента телеканалов, транслирующих свою продукцию в кабельных, спутниковых и интернет-сетях. С точки зрения медиапланирования и программирования типология этих телеканалов отличается от эфирных. В этой связи мы не можем утверждать, что предложенная автором концепция модели является универсальной. Несомненно, в этом плане данная модель требует дальнейшего изучения.

2.     Некоторая недоработка в предложенной концептуальной модели современного телевидения просматривается и в отношении наметившегося реформирования информационного пространства, проекции изменений конфигурации медийного рынка. В ближайшем будущем в городских многолюдных местах планируется установить огромные панно, так называемые видеоинформационные системы (ВИС), предназначенные для трансляции «наружного» телевидения и «наружного» дневного кинематографа.[1] Фактически это будут доступные населению телевизионные зрелищно-экранные потоки, аккумулирующие не только теле- и киносюжеты, но и рекламу. Внедрение в общественную практику ВИС должно принципиально изменить социальные потребности и привычки потенциальной аудитории в получении экранной информации, а также повлиять на концепцию модели современного телевидения. Рассмотрение данного направления также заслуживает внимания.

Однако эти замечания носят скорее частный, в основном дискуссионный характер и не снижают высокую значимость диссертационного исследования М.А.Мясниковой в плане основательности, научно-исследовательского уровня работы.

Автореферат М.А.Мясниковой позволяет сделать вывод о том, что диссертация «Морфологический анализ современного российского телевидения», представленная на соискание ученой степени доктора филологических наук, является научно-квалификационной работой, относящейся к самостоятельному и завершенному исследованию. В ней излагаются важные теоретические положения, позволяющие квалифицировать данный труд как новое и значимое научное достижение, направленное на решение актуальных проблем социально-культурной проблематики в области современной журналистики. Автореферат М.А.Мясниковой удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к сочинениям такого рода. Автор диссертационного исследования – Мясникова Марина Александровна – заслуживает присуждения ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.10 – Журналистика.



[1] См.: Кривошеева М.И. Экран в новом времени. // Вестник ВГИК. М., 2010. № 2.

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука