Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

В.Л. КАСЮТИН,                                                                                                                                                                    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
кандидат филологических наук,
главный редактор журнала
«Журналистика и медиарынок»,
секретарь Союза журналистов России
e-mail: vlk6363@mail.ru.

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В  РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

Аннотация. Несмотря на быстрое распространение интернета, российские региональные печатные и электронные СМИ проявляют пассивность в освоении различных инструментов обратной связи с аудиторией. Активизация интерактивных коммуникаций СМИ может не только способствовать укреплению связи с аудиторией, но и положительно повлиять на изменение микросоциальных практик граждан, способствуя стабилизации российского общества. Рассмотрению этой проблематики посвящена данная статья.
 Summary. Despite fast distribution of the Internet, the Russian regional print and electronic media show passivity in development of various tools of feedback with audience. Activization of interactive communications of mass media can not only promote strengthening of communication with audience, but also is positive affect change microsocial the practician of citizens, promoting stabilization of the Russian society.

Ключевые слова: российские региональные печатные и электронные СМИ, новые виды коммуникаций, обратная связь, создание контента аудиторией, социальный капитал.
Keywords: Russian regional print and electronic media, new types of communications, feedback, user-generated content, social capital.
Редакции СМИ, открывающей веб-сайт в интернете, отныне приходится работать с двумя целевыми аудиториями: локальной (проживающей на территории распространения принта или эфирного сигнала) и виртуальной (проживающей в любой точке мире, имеющей доступ в Сеть). Подобная практика,  с одной стороны,  способствует созданию новых сетевых сообществ, привлекает внимание глобальной аудитории к региональным  проблемам; с другой стороны, способствует повышению уровня информированности журналистов о читательских и зрительских предпочтениях, вовлекает граждан в производство контента СМИ.

В российском обществе продолжительное время шли споры о том, применим ли к нашей прессе тезис теории социальной ответственности о предоставлении нескольких точек зрения на рассматриваемые события. Значительная часть веб-проектов теперь предусматривает несложную процедуру добавления комментариев аудитории к статьям журналистов, в том числе к новостям, открывая информационные ресурсы для различных мнений и повышая толерантность не только в виртуальной, но и в печатной среде. «Толерантность СМИ может стать фактором, способствующим разрешению кризисных ситуаций, связанных с переживаемых частью россиян социальных и культурных травм, вызванных вынужденным отказом от части прежних традиций и ритуалов» , – справедливо отмечает Я. Скворцов.

Под влиянием интерактивных технологий российские СМИ могут переходить от преимущественно однонаправленной коммуникативной модели взаимодействия с аудиторией к модели, предусматривающей более широкое использование технологий обратной связи. В свою очередь, аудитория масс-медиа из пассивной массы, потребляющей контент, превращается в равноправного участника социальных взаимодействий.  «Газету должно делать максимальное количество людей, причем разных взглядов. И не только профессиональные журналисты, но и активная часть аудитории» , – считает Ю. Пургин, руководитель издательского дома «Алтапресс».

Новые виды коммуникаций предоставляют возможность социальным группам расширить рамки коллективного сознания, повысить эффективность применения социальных норм – при более высоком уровне демократичности принятия коллективных решений. «Интернет оказывает подрывное воздействие на авторитарные режимы публичной сферы» , – утверждает Ю.Хабермас. Публичная сфера становится менее формализованной, а существующие в ней социальные роли менее дифференцированными.
Следует подчеркнуть, что быстрое внедрение инноваций в медийную среду, не сопровождаемое развитием социальных технологий, не только обостряет разрыв в различных слоях общества, но и способно приводить к другим негативным последствиям. В числе угроз, которые несут новые коммуникации, Е. Вартанова называет  растущее неравенство в обществе, нарушение неприкосновенности частной жизни, угрозы общественной нравственности .

Кроме того, дуалистичный характер приобретает изменение роли аудитории в процессе трансформации роли СМИ. Горизонтальное и ставшее менее формализованным образование коммуникативных сетей одновременно существенным образом снижает достижения традиционных публичных сфер. Их функция заключалась в том, чтобы в рамках политических сообществ концентрировать внимание анонимной и рассеянной аудитории на неких избранных сообщениях так, чтобы граждане одновременно могли быть заняты одними и теми же критически отфильтрованными темами и высказываниями в их связи. Интернет же способствует децентрализации доступа к неотредактированным высказываниям. В подобных условиях высказывания экспертов теряют свою способность фокусировать внимание широкой публики, нарастает процесс индивидуализации в выборе коммуникаций и контента. Более того, с одной стороны пользователи могут способствовать активизации коммуникационной функции региональной прессы, а с другой, – именно наличие обратной связи обеспечивает появление новых вызовов, связанных с последствиями отрицательного девиантного поведения.

Исследование «Типология муниципальных информационных пространств в цифровую эпоху и роль местной прессы как канала обратной связи органов муниципальной власти с населением», в проведении которого участвовал автор, показало, что сегодня значительная часть российских региональных общественно-политических печатных и электронных СМИ проявляет пассивность по отношению к инновациям . Редакции предпочитают привычный набор форм взаимодействия с аудиторией: бумажную почту, стационарный телефон, личные встречи. Одной из наиболее активно развивающихся сегодня форм обратной связи редакций телекомпаний, радиостудий и газет называют организацию помощи для лиц определенного социального статуса или оказавшихся в трудной или экстремальной ситуации. Попрежнему регулярно работают региональные журналисты с обращениями и просьбами граждан, преимущественно бытового характера.

Возможности интернета региональные редакции пока используют слабо. Это объясняется тем, что полноценный интерактив способен существенно расширить палитру контента СМИ, но вряд ли может на порядок увеличить доходы редакции, работающей с общественно значимым содержанием. Обратной связью в Сети больше озабочены таблоиды и частные медиакомпании, производящие развлекательные программы, поскольку должны продавать контент аудитории или рекламодателям. Несмотря на на простоту, относительно невысокую стоимость услуг, высокий процент охвата аудиторий и возможность в дальнейшем использовать коммуникаторов, в региональных СМИ практически не используются sms-коммуникации. Пример успеха сетевого издания «Про город», создавшего отдел работы с sms-сообщениями, демонстрирует эффективность этого нового вида связи.

Парадоксально, но региональные и муниципальные веб-сайты – это медиаресурсы, слабо взаимодействующие с гражданами в оффлайне. Возможность копипастинга, более низкие расходы на производство и распространение контента недостаточно используются для организации активного сотрудничества с гражданами. Нередко их контент состоит преимущественно из материалов, присылаемых из предприятий, организаций и органов власти (пресс-релизов, имиджевых статей). На региональных интернет-сайтах мало качественной журналистики, тексты часто публикуются без редакторской правки. Большее внимание уделяется фотогалереям, рекламе и объявлениям, видеосюжетам.

Справедливости ради следует указать, что одной из причиной недостатка материалов, содержащих различные мнения, является немногочисленность аудитории, испытывающей потребность в аналитике, – представителей так называемого «среднего класса» .  «У нас в силу отсутствия значительного количества достаточно обеспеченных людей, качественную прессу просто некому содержать», – говорит И.Дзялошинский .  Более веской причиной является то, что действия собственников и учредителей региональных СМИ направлены не на обслуживание интересов общества, а на самоутверждение. Ключевой мотивацией здесь является создание политического символического капитала,  накоплению которого должны способствовать средства массовой информации. Тот факт, что непосредственный объект информационного воздействия – аудитория – остается в стороне от формирования информационных потоков, существенно ограничивает возможность власти присоединять социальный капитал  для укрепления своего влияния (символического капитала). 

Российские региональные СМИ делятся своим пространством и временем, а значит социальным и символическим капиталом с достаточно узким кругом людей (в основном представителей муниципальных властных и бизнес-структур), остальные отчуждаются – реально и психологически. Аудитория мало влияет на информационную политику и нередко оказывается объектом манипуляций со стороны элитных групп, контролирующих СМИ. В вертикально устроенном информационном пространстве обратная связь между СМИ и обществом ослаблена.

В результате региональные СМИ мало способствуют стабилизации общественной системы, развитию гражданского общества, социальному самоопределению граждан в новой системе стратификации. Между тем, они обладают реальными возможностями для обеспечения гражданского участия в дебатах, вовлечения граждан в процесс принятия решений, часто являясь единственными публичными пространствами для местных сообществ, особенно на обширных малозаселенных, экономически депрессивных территориях . Региональные СМИ, используя в своей деятельности различные инструменты обратной связи (письма, электронные сообщения, телефонные звонки, конкурсы, акции, Sms-сообщения, комментарии на сайте, рейтинговые оценки материалов на сайте, социальные сети, прием граждан, создание групп читательского актива, организация помощи гражданам и др.), могут не только повышать долю UGC (user-generated content - генерируемый пользователями контент) в своем содержании, но и активно вовлекать граждан в обсуждение местной повестки дня, а значит более эффективно влиять на изменение микросоциальных практик граждан, побуждая их к растущей саморефлексии.

Литература

  • Беседы Г. Сыркова  и  И. Дзялошинского  о  прессе. http://www.radioportal.ru/old (ноябрь, 2010).
  • Бурдье П. Практический смысл. – СПб.: 2001. 
  • Вартанова Е.  Теория  СМИ.  Актуальные  вопросы. – М.: МедиаМир. 2009. 
  • Касютин В. Случайные связи. // Журналистика и медиарынок. – 2012, № 9. 
  • Кокарев И.Е. Местные сообщества и местное самоуправление: технологии участия. – М.: МОНФ, 2007.
  • Пургин Ю. Философия успешного бизнеса. // Журналистика и  медиарынок. – 2010, № 1. 
  • Скворцов Я.Л. Печатные СМИ как актор социальных реформ в России: Дисс. … канд. полит. наук. – М.: 2003.
  • Habermas J. Ein avantgardischer Spürsinn für Relevanzen. Was den Intellektuellen auszeichnet // Blätter für deutsche und internationale Politik. – 2006. № 5.  

Новости института

ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука